Случается, что купленная вещь по какой-то причине не подошла. Тогда ее можно вернуть либо потребовать назад уплаченные деньги. Этот вопрос регулируется статьей 25 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Пункт 1 Закона о защите прав потребителей статьи 25 регламентирует алгоритм действий, связанный с обменом непродовольственных товаров. Законодательно закрепляется возможность покупателя вернуть продавцу приобретенную вещь и поменять, если не устраивают параметры:
На реализацию своего права потребителю, согласно закону, отводится конкретный срок не более двух недель. Обмениваемый товар должен соответствовать необходимым требованиям, быть неиспользованным и сохранить:
Одним из условий является наличие документа, который бы подтверждал оплату покупки. Доказательством, как правило, служат товарные или кассовые чеки либо приходные ордера, банковские выписки, квитанции о перечислении средств.
ВНИМАНИЕ! Если отсутствуют чек либо другая подтверждающая документации о том, что вещь оплачена, покупателю предоставляется возможность, согласно ст. 25 ЗоЗПП РФ, использовать как доказательство показания свидетелей.
Пункт 2 статьи предоставляет возможность возврата средств за купленную позицию вместо ее обмена. Но это допустимо лишь в ситуации, когда нужная вещь отсутствует в продаже. Денежные средства должны передать покупателю в течение 3 дней с момента возврата товара.
ВАЖНО! По взаимной договоренности сторон возможно перенесение обмена до поступления товара. На продавца ложится обязанность немедленного уведомления об этом покупателя.
Статья 25 закона РФ защищает интересы потребителя в приобретении покупки, отвечающей его интересам, желаниям и потребностям. Устанавливает основания обмена непродовольственных товаров, которые соответствуют договорным качествам.
Нельзя ни при каких обстоятельствах возвратить:
Полный список приводится в Перечне, утвержденном Правительством (№55 от 19.01.98 г).
Обмен продукции происходит на аналогичный товар. Под этим понятием подразумевается вещь одинаковой марки, артикула, потребительских свойств.
Предъявлять требование заменить приобретенную позицию покупатель может только продавцу. К импортерам, изготовителям, уполномоченным представителям в контексте закона по защите потребительских прав потребителя обращаться с такими требованиями нет смысла, они не обязаны их рассматривать.
Указанный статьей 25 закона список вещей, подлежащих обмену, исчерпывающий. Другие, не устраивающие потребителя параметры кроме формы, фасона и т. д., в расчет не берутся, претензии по ним не принимаются.
В случае отсутствия необходимого товара, потребителю, на основе ФЗ ст. 25 предоставляется право аннулировать договор и потребовать возвращения денежных средств. Либо по взаимному согласию отложить обмен до поступления нужной вещи в торговую сеть. Это означает, что перенести в одностороннем порядке процесс на позднее время никто из сторон не вправе.
Санкций в отношении продавца, не исполнившего обязанность вернуть покупателю в трехдневный срок деньги, рассматриваемым законом не предусмотрено. Поэтому для возмещения убытков на практике применяются нормы гражданского законодательства. В данном случае для разрешения спорной ситуации используется ст. 395 ГК РФ.
Истец может требовать с ответчика полного возмещения убытков, в том числе в части, не покрытой взысканными процентами. Что касается товара, который получен уже в результате обмена, то на него распространяются те же нормы статьи закона о защите прав потребителей. При этом нет количественных ограничений, возвращать товар можно бессчетное количество раз. Предъявлять покупателю возмещение издержек, которые возникают при совершении обмена, продавец не вправе.